Считаю маркетолога главным специалистом в любой компании. Можно иметь отличного разработчика, хорошего финансиста, замечательного кадровика, но зачем всё это, если нет понимания продукта, его предназначения и целей?


Поэтому с особым вниманием отношусь к подбору именно маркетолога в каждую команду.


Вот как я сформулировал его функционал.


Посмотрите, ничего не забыл?


Формулирование портрета потенциального пользователя (пол, возраст, род деятельности, уровень доходов, основные предпочтения).


Изучение потребительского спроса (в чем потребность потенциальных клиентов, как они ее решают, удовлетворены ли они существующим положением дел, искали ли они альтернативные пути решения, знают ли они о продукте компании и о его преимуществах, в каком виде они готовы купить продукт компании, каковы их ожидания от продукта, готовы ли они покупать продукт компании в нынешнем его виде, по какой цене, сколько таких потенциальных покупателей, на какую сумму в целом можно продать продукт).


Сравнительный анализ с конкурентами (их преимущества перед продуктом компании и возможности заимствования этих преимуществ, их недостатки и пути их избежания).


Формирование уникального торгового предложения (какой продукт предлагает компания, какова его миссия, какую насущную потребность потенциальных клиентов он решает, чем он лучше продуктов конкурентов, почему потенциальные клиенты должны купить продукт именно у нас).


Создание имиджа компании и его продукции (знают ли потенциальные клиенты о компании, какой имидж у компании среди потенциальных клиентов, с чем она ассоциируется, не подмочена ли ее репутация, какой имидж у продукта компании, вызывает ли он правильные ассоциации у потенциальных клиентов, нужно ли произвести ребрендинг компании, нужен ли личный брендинг руководителя компании).


Разработка рекламной кампании (кто клиент компании, какая у него боль, как продукт компании решает эту боль, какой главный смысловой посыл клиенту нужно донести, как донести это посыл до клиентов, какие каналы информации использовать, в каком объеме, каков бюджет всей рекламной кампании, какова стоимость привлечения одного клиента).


Разработка стратегии продаж продукта компании (какие каналы и механизмы продаж применять, какие целевые показатели стоит пред компанией, каких количественных результатов нужно достичь).Установление обратной связи с клиентами (удовлетворены ли клиенты продуктом компании; если да, то что им понравилось больше всего; если нет, то что им не понравилось; хотели бы они улучшить продукт компании и что именно).


Анализ продаж (достигнуты ли планы продаж; если нет, то почему; если да, то как повысить продажи).


Корректировка стратегии продаж по фактическим результатам и обратной связи с клиентами (сократить неэффективные каналы и методы продаж; расширить эффективные каналы и методы продаж; устранить недоработки, на которые жаловались клиенты; усилить преимущества, которые хвалили клиенты; добавить новшества, которые хотели увидеть клиенты).